Какие органы самоуправления могут быть созданы в школе для реализации права на участие в управлении образовательным учреждением?
Все участники образовательного процесса имеют равное право на участие в управлении образовательным учреждением. В школе для реализации этого права могут быть созданы различные органы самоуправления (соуправления). Например, для учащихся высшим органом ученического самоуправления может быть школьное ученическое собрание, постоянно действующим органом – Ученический совет, Совет старшеклассников и др., на уровне класса – классное собрание, команда класса и т.п. Учителя могут реализовать свое право на управление школой через педагогический совет школы, методические объединения, собрание трудового коллектива и т.п. Органами родительского самоуправления могут быть общешкольные и классные родительские собрания, родительские комитеты, попечительские советы и др. Органы родительского самоуправления участвуют в обеспечении благоприятных условий для организации образовательного процесса. Формы участия в управлении школой, функции, права и обязанности органов самоуправления должны быть закреплены в соответствующих локальных актах к уставу, как правило, в форме положений (например, «Положение о Совете школы», «Положение о родительском комитете класса», «Положение о Совете старшеклассников» и т.п.). Директору школы желательно формальные процедуры наполнить действенным содержанием. Это возможно делегированием реальных полномочий различным органам самоуправления (например, за ученическими органами самоуправления закреплять не только организацию досуга, но и участие в педагогических советах, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы учеников), поддержкой инициатив и регулярным мониторингом эффективности деятельности органов управления школой.